Из фондов Президентской библиотеки
Предлагаем перелистать электронные страницы изданий, исследующих изменения представления о социальной роли женщины и её правах в России.
«Один из самых важных, самых существенных вопросов, занимавших умы в конце прошлого столетия, был вопрос о правах человека , – пишет русский публицист, секретарь Комитета иностранной цензуры М. Златковский в исследовании « Исторические этюды о женщине. I. Женщина первобытная» (1867), электронная копия которого доступна на портале Президентской библиотеки. – Этот общий вопрос вмещает в себя целую бездну других, более частных вопросов. Но спрашиваем теперь: мыслители прошлого столетия брали ли в расчёт женщину, когда мечтали о правах человека? Нет; доказательством тому служат мнения и отзывы о ней всех тогдашних авторитетов, начиная с Монтескьё, Ж. Ж. Руссо и кончая Дантоном, Робеспьером и Сен-Жюстом. “Женщина создана специально для того, чтобы нравиться мужчине, – полагал Руссо. – Должен ли мужчина ей нравиться – это вопрос меньшей важности; он нравится ей уже и потому, что он сильнее”» .
О том, где находятся истоки ущемления женских свобод, учёные спорят до сих пор. Многие винят в этом «византийские традиции», которые пришли на Русь вместе с христианской верой. Но эти же эксперты признают: не всё так однозначно.
В раритетных книгах из фонда Президентской библиотеки эта сфера рассматривается не только со стороны закона, но и интерпретируется философами, опирающимися на христианские ценности.
Так, скажем, в книге В. Розанова «Семейный вопрос в России» (1903), имеющей непосредственное отношение к правам женщин, говорится: «Семья – явление; первая Богу церковь на земле. <…> уважение семьи… должно быть, конечно, не юридическим, а нравственным и выразиться во всеобщей готовности помочь, посоветовать, во всех видах ей послужить…». Учёный настаивает, что при выработке законов должна учитываться «самая наличность семьи, как нравственной и авторитетной силы, как уважаемой силы». |
В своём исследовании председатель Совета Союза русских женщин Мария Дитрих «Русская женщина великокняжеского времени» (1904) отмечает, что в древности – особенно на Руси – женское начало стояло едва ли не выше мужского: «Образ русской девушки или женщины представляется в очень ярких и сильных чертах; она – равноправный член общества, владеющая чарами красоты и любви, смелая и удалая, обладающая иногда даже даром пророчества, возводившаяся в культ, как вещая дева, существо полумифическое». |
При этом автор подчёркивает: такое понятие, как брак по расчёту, которое знакомо не понаслышке её современницам, в дохристианские времена отсутствовало в принципе: «Среди песен, плясок и игр завязывалась, свободно и просто, взаимная любовь, составлялась будущая семья и девушки были также свободны в выборе себе мужа, как и юноши – жены». «С принятием христианства положение русской женщины ухудшилось сравнительно с языческой свободой и равноправностью, но значение ея, в силу ея нравственнаго превосходства, увеличилось, так как, в лице монахини, она проявила много подвигов высокаго самоотвержения, много стремления к идеалам чистоты и непорочности; она съёжилась, ушла от обвинений под сень новой религии и, как прежде горячо и страстно предавалась обычаям языческаго культа, так теперь беззаветно отдалась служению этой новой религии, почувствовала в себе новую силу, нравственную, силу терпения, преданности долгу и самоотвержения». |
В свою очередь, известный русский богослов протоиерей Николай Благоразумов считает, что христианство помогло остановить угнетение женщины в нашей стране. Об этом подробно можно прочесть в книге «Права и значение женщины в историческом их проявлении» (1880), в которой говорится о том, что женщину стали уважать и принимать на равных только благодаря религии: «…Христианство сняло с женщины печать отчуждения и унижения и приобрело ей полное право на уважение и доброе сочувствие, засвидетельствовав и освятив всесторонность её человеческих достоинств и нравственных сил, которые не только не уступают мужским, но в иных случаях и отношениях жизни способны даже превзойти их». «Нечего пугаться того обстоятельства, что целая половина рода человеческого желает войти в свои права и в действительности сделаться столь же разумно свободным человеком, как и мужчина». К этому подводила сама история. |
Очевидно, примерно таких же воззрений придерживался первый император России Пётр I, который, проводя в государстве глобальные реформы, подтолкнул к прогрессу и женскую половину России. Помимо указов и распоряжений в этой сфере, на неё, несомненно, воздействовал и успешный второй брак Петра Алексеевича. «Брак Петра с Екатериною был важен в общественном отношении, – отмечает В. Иконников в историческом очерке „Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее“ (1874), – она была чужда обычаям русского терема и потому не могла не содействовать собственным примером дальнейшему развитию женской свободы. Она была любезною хозяйкою и в отсутствии Петра не раз являлась распорядительницей придворных торжеств. <…> Пётр Великий обусловил появление женщины в общественных местах и домашних собраниях новым платьем; дамы скоро примирились с иностранным платьем; удовольствия, доставленные женщине выходом в свет, стоили того, чтобы пожертвовать старинным платьем. <…> Любознательность и общительность в женщине были возбуждены». |
Достижения Петра Великого в вовлечении женщин в общественную жизнь отмечает и В. Михневич в книге «Русская женщина XVIII столетия: исторические этюды» (1896): «С лёгкой руки историков-апологистов петербургского преобразовательного периода пошло ходить по свету устойчивое мнение про успехи женской самостоятельности; отмечен её рост в общественно-правовом и умственно-культурном отношениях. Это несомненно верно». |
Существует расхожее мнение, что во все времена за права женщин боролись исключительно они сами. Однако это совсем не так. Убедиться в этом также поможет электронное собрание Президентской библиотеки. Например, в 1906 году в Государственной думе право женщин на обучение отстаивал юрист и депутат Лев Петражицкий. В своей речи «О женском равноправии» (1915), текст которой доступен на портале Президентской библиотеки, он также заявил о необходимости реформирования порядка наследования и правил занятия государственных должностей: «Дочь при наследовании вместе с сыновьями после отца или матери получает только 1/14 недвижимаго и 1/8 движимаго имущества, а в боковых линиях женщины, при наличности мужчин, например, сестры при братьях и т. д., ничего не получают... Это противное совести и деморализующее право должно быть немедленно заменено справедливым, равным правом... Укажу на необходимость полнаго допущения женщин к приобретению образования, в том числе университетскаго, и к занятию государственных должностей. Россия не слишком богата просвещёнными дельными силами... Весьма важно создать и привлечь к делу кадры просвещённых работников. Их, конечно, тем легче добыть, чем больше выбор, чем меньше всяких преград, недопущений, ограничений». |
Годы начала активного вовлечения женщин в общественную жизнь России представлены редкими прижизненными изданиями Клары Цеткин. В 1910 году на Второй международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене, именно Цеткин предложила учредить Международный женский день. Однако изначально его цель была привлечь внимание общественности к проблемам женщин путем проведения митингов и шествий. Вот, например, отрывок из сочинения Цеткин «Экономическое положение женщины» (1897): «Эгоизм мужчины, грубое насилие сильнаго не допускали расширения социального влияния женщины. Держали женщину в крепких цепях... Положение женщины всегда было сходно с положением промышленных работников; как эти последние она всегда была несамостоятельна и лишена прав. Права и обязанности греческой и римской „матроны“, по существу, соответствовали правам и обязанностям домашних рабов». В фонде Президентской библиотеки хранится издание Клары Цеткин «Русская женщина в борьбе за свободу» (1900). Оно служит иллюстрацией периода начала активного вовлечения женщин в общественную жизнь страны. Автор указывает причины женской эмансипации: «…Если мы спросим, что увлекает женщину на путь революционной борьбы, то на первом плане нужно поставить стремление женщины к образованию, к свободной широкой деятельности, к равноправности с мужчиной». Далее мы читаем: «В России это не борьба женщины против мужчины. Это скорее борьба молодого поколения против старого, борьба против устарелых взглядов на вопросы религии, семейной жизни, воспитания». В 1910 году на Второй международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене, именно Цеткин предложила учредить Международный женский день. Однако дата 8 марта была единогласно принята женщинами мира только спустя четыре года. К этой договоренности присоединилась и Россия. Изначально его цель была привлечь внимание общественности к проблемам женщин путем проведения митингов и шествий. |
Широкое распространение получила версия, согласно которой традиция отмечать Международный женский день 8 марта была положена маршем, который провели в этот день в 1857 году работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды в Нью-Йорке. Женщины таким образом хотели выразить свой протест против неприемлемых условий труда и низкой заработной платы. В то время они работали до 16 часов в сутки, а труд их был низкооплачиваемым. Этот факт находит подтверждение в книге «О правах женщины» Павла Безобразова, также хранящейся в фонде Президентской библиотеки. Автор пишет: «Красильщики получают 16 рублей в месяц, а красильщицы не более 9, печатники – 14 рублей, печатницы – 6, шпульники – 6 рублей, шпульницы – 4 рубля. Получается, даже тогда, когда женщина оказывает нам ту же услугу, что и мужчина, мы ценим её ниже, ведь только в силу незамысловатого рассуждения: где уж женщине! Разве у неё тот ум! Разве она способна…» Несмотря на то, что традиция празднования Международного женского дня в нашей стране имеет давние корни, его идеология в разные периоды истории была разной. Принятая после Октябрьской революции Конституция РСФСР 1918 года закрепила политику равноправия женщин в качестве государственной. В результате мужчины поздравляют в специальных выпусках газет того времени не представительниц слабого пола, не милых дам, а боевых товарищей по героическому труду и борьбе за светлое будущее человечества. |
Особое отношение к женщинам сложилось в первые годы советской власти, решения относительно их прав и свобод представляет ряд изданий, например, «Права трудящейся женщины по советским законам» (1925): «Следуя раз взятым курсом на освобождение женщины, Советская власть и в вопросах брачного права полностью порвала со старыми законами и обычаями. Наше право признает лишь брак, основанный на взаимной любви женщины и мужчины, на взаимном уважении, доверии и помощи. Для заключения брака никаких формальностей, всё очень просто и легко. Так же легко и просто развестись. Ибо нельзя же в самом деле считать, что люди, раз поженившись, век должны жить вместе. По Советскому закону развод совершается без всяких затруднений, даже при желании одного из супругов – всё равно, жены или мужа. Они получают выписку из подотдела, где регистрировались, и делу конец, брак прекращён», – толкует издание законы 1925 года. |
По-настоящему выход женщины на новый социальный уровень состоялся уже при советской власти. Одним из приоритетов внутренней политики нашей страны в 30-е годы XX века стало наделение гражданок такими правами, каких даже не имели представительницы прекрасного пола в других государствах. Вот что сообщается в издании «Женщина в СССР и странах капитала» (1938): «Советская женщина – самая свободная и самая счастливая женщина в мире. Великие права и свободы, действительное и фактическое равноправие советской женщины во всех областях государственной, хозяйственной, культурной и общественной жизни обеспечивается прочной незыблемой экономической базой, созданной в результате торжества социализма в нашей стране». |
Великая Отечественная война уровняла женщин с мужчинами и в обязанности защищать Родину. Тысячи девушек и женщин ушли на фронт. Еще больше осталось для работы на благо Красной Армии и победы над врагом в тылу. Сверхурочные смены на промышленных предприятиях и в госпиталях, занятость в посевных и уборочных работах на полях. «Много делают наши женщины. Но силы их неисчерпаемы. Они растут с каждым днем. Еще шире вовлекать женщин в сельское хозяйство! Всемерно помогать им. Советоваться с ними. Учить их. Смелее выдвигать на руководящие посты»,- говорится в выпуске «Красного знамени» от 8 марта 1942 года (г.Тюмень) . После Победы пресса уделяла большое внимание роли женщин в восстановлении народного хозяйства. |
Являясь уникальным электронным хранилищем материалов по истории российской государственности, частью которой стал так называемый женский вопрос, Президентская библиотека предоставляет возможность всесторонне его исследовать. Различные интерпретации этой проблемы свидетельствуют о том, что она не теряет актуальности и в наши дни.
По материалам Президентской библиотеки