Алтайского богатыря с необычным именем сегодня знают по всей России
Этномузыкант, мастер горлового пения – участник нескольких проектов и многочисленных фестивалей. Сейчас с группой «Новая Азия» он отправился в очередной гастрольный тур. Концерты пройдут в десяти городах страны. Роль стартовой площадки выпала Бийску. После Сибири музыкантов встретят Екатеринбург, Казань, Уфа, Санкт-Петербург и Москва.
Этническая музыка, сдобренная рокомВ этом году группа «Новая Азия» отмечает своё двадцатилетие. Добрыня с ней «спелся» около 12 лет назад. Фолк-музыка коллектива – это смешение разных жанров и совместный творческий полёт. Но то, что сегодня звучит со сцены, разительно отличается от прошлых концертов. И хотя в репертуаре, с которым музыканты отправились в гастрольный тур, много старых известных песен, их звучание можно не узнать.
- У нас сменился басист (бас-гитара), и мы убрали плейбэки (электронные подклады). Как результат изменились звучание и даже концепция группы. Зритель в зале видит и слышит в основном чисто живое исполнение: смесь национальных культур, рока, электронной музыки, - рассказывает Добрыня. - Автор проекта, с которым мы сейчас гастролируем – композитор Александр Трифанов. Абсолютно новых песен, которых бы зритель ещё не слышал – нет. Городам, вошедшим в тур, мы везём старую программу с новым звучанием. Мы объединили алтайские народные инструменты: икили, комус, топшур, шоор и современные синтезаторы, барабаны, гитары. По большому счёту, это объединение азиатских и европейских музыкальных традиций.
В музыке коллектива есть и горловое пение, и шаманские камлания. Этнические инструменты и вокал раскрывают зрителю Алтай, позволяют взглянуть на музыкальное наследие азиатских народов сквозь эмоции современности.
Добрыня Сатин. Фото: предоставлено музыкантом Когда поет душаОдна из уникальных способностей Добрыни Сатина – владение техникой горлового пения. Это древний вид искусства алтайского народа, и в государственном реестре объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай кай (горловое пение) идет под первым номером.
Жители Алтая называют кай пением души, которое объединяет человека с окружающим миром. Исполнение кая считается сакральным процессом. Во время исполнения кайчи входит в особое состояние, и его душа как будто становится участником повествования. На вопрос, кем же Добрыня Сатин ощущает себя в большей степени - сказателем, шаманом или артистом - исполнитель объяснил, что человеком, который через музыку идет к Богу.
-У меня нет определенных традиций и ритуалов, но всякий раз, выходя на сцену, я себе говорю: это не я пою, это через меня поет Бог, - признается Добрыня. - Перед каждым выступлением я внутренне со смирением обращаюсь к творцу: «Проводи через меня то, что ты считаешь нужным, ту энергию, которую я должен передать людям».
Во время исполнения я иногда слежу за залом, а иногда полностью погружаюсь в себя, как, например, в композиции «Шаман и змея». В нашей гастрольной программе с «Новой Азией» я чаще ухожу в себя. Все-таки этническая музыка – это больше про традиции, обычаи и внутренний мир.
Другая уникальная способность Добрыни Сатина – подражание звукам природы, животным и птицам. Музыкант настолько филигранно это делает, что порой сами представители фауны не догадываются, что с ними ведёт диалог человек.
- Я, когда купаюсь, всегда слушаю щебетание птиц, и всегда мне хочется к их пению подключиться. Не знаю почему, - рассказывает музыкант. - Просто это очень красиво, душа сама поёт, когда слушаешь звуки природы. Алтай наш наполнен красотой и энергией. И, знаете, птицы ведь вторят мне в ответ, заливаются своими трелями. А ещё бывало едем с друзьями на машине - стоит лошадь, я с лошадью поговорю. Она мне ржет, отвечает. Ребята смеются: «Вы с лошадью нашли общую тему для обсуждения!»
О зрителяхДобрыня рассказывает, что в каждом городе реакция зала на их выступление разная. Здесь, ближе к Алтаю, публика уже своя, наработанная. На концерты приходит много друзей, и их благодарность чувствуешь после каждой композиции. Иногда зрители подпевают, повторяя сложные алтайские слова, очень часто подтанцовывают.
В северных городах - Тюмени, Ханты-Мансийске, Омске - люди суровее. Они молчат на протяжении выступления, но после концерта их наполняют эмоции. Зрители подходят и искренне благодарят.
Получило признание творчество коллектива и в крупных европейских городах страны - Санкт-Петербурге, Москве.
- В последние годы интерес к этномузыке неизменно растёт, - говорит Добрыня. - Люди стали чаще обращаться к истории, своим корням, словно поменялось у них сознание. Этническая музыка стала духовным мостом для общения с самим собой».
Добрыня Сатин. Фото: предоставлено музыкантом О музыкальных инструментахНа концертах Добрыни Сатина и «Новой Азии» можно увидеть и услышать национальные музыкальные инструменты. Они необычно выглядят и ещё удивительнее звучат. Этническая музыка Горного Алтая родилась из звуков природы. В композициях можно услышать, то звук свистящего кнута, то переливы горного ручья, то вой дикого волка.
Добрыня - мультиинструменталист, он виртуозно играет на смычковом икиле, язычковом комусе, щипковом топшуре. Главная задача и главная сложность - сделать созвучными национальные аутентичные и современные музыкальные инструменты.
- Наши национальные алтайские инструменты мы заказываем у барнаульского мастера Игоря Перехреста, - рассказывает Добрыня. - Он славится в первую очередь, как скрипичный мастер. Музыкант, резчик, столяр, художник и дизайнер – и это всё Игорь. Наши инструменты ему приходится восстанавливать по старинным эскизам. Важно добиться их профессионального звучания и не потерять во время изготовления изюминку инструмента. Но и, разумеется, мы вносим в старинные инструменты новое, для гармоничного звучания с современными синтезаторами, бас-гитарами, барабанами.
-
Справка
Штрихи к портрету. Добрыня Сатин вне сценыМузыкант увлекается закаливанием, любит обливаться холодной водой.
Свободное время предпочитает проводить в тишине, полагая, что она – лучшее общение.
Добрыня Сатин не только певец природы Алтая, но и бережный её хранитель. Например, он принимал участие в Добровольческой экспедиции «По следам снежного барса». Вместе со всеми проверял фотоловушки в высокогорье и дежурил по лагерю, готовил борщ и обучал школьников игре на варгане.
Автор: Ирина Дубицкая
Автор главного фото: предоставлено музыкантом