Идем в гости к бийскому славянофилу

Ежедневная, будничная рутина затягивает в скучное болотце с головой: живем-то в большинстве своем по обычному сценарию — дом-работа-дом. И не замечаем, как с каждым днем уходят куда-то в прошлое наши мечты и желания: выучить китайский, встать на коньки, написать маслом картину, станцевать танец живота… Да полноте, скажете вы: какие еще желания, когда… дом-работа-дом!

А между тем я знаю одного такого счастливого человека, который умудрился в свою основную жизненную схему впаять славянскую мифологию, молодежные субкультуры, историческую реконструкцию и семейную артель по производству фигурок языческих богов и амулетов! И это несмотря на то, что в сутках всего 24 часа.

НАЗАД К ПРЕДКАМ

Станислава Свиридова знают и уважают местные славянофилы: шутка ли, человек издал уже несколько книг, посвященных славянской мифологии! Причем его литературные произведения расходятся неплохими тиражами, несмотря на то, что первую книгу Станислав Свиридов выпустил самиздатом, на собственные кровные деньги. А что прикажете делать, когда душа требует, а своего литературного агента еще нет? Это сейчас его труды охотно печатает одно московское издательство, которое специализируется на славянской тематике, а начиналось-то все с отдельных статей да лекций в родной альма-матер.

– Изучением славянской культуры я увлекся еще в студенческие годы, – рассказывает мой собеседник, внешний вид которого не выдает его основного увлечения — ни тебе оберегов, ни фенечек и прочей этноатрибутики. – Причем это головокружительное путешествие назад, в прошлое, так увлекло меня, что на последнем курсе филологического отделения принял решение: буду писать книгу «Словарь славянских символов».

Языческая Русь с ее суровыми и мудрыми богами, таинственными духами, сакральными обрядами и рукотворными оберегами властно взяла Станислава в полон: как говорится, с зовом предков не поспоришь, приходится соответствовать — изучать литературу, виртуально рыться в интернет-архивах, читать, сравнивать. Сейчас тема славянизма — модная и актуальная, можно и на откровенный фальсификат нарваться: сакральный смысл и в сказке «Колобок» при желании найти можно.

Но одной теорией, даже такой волшебной, настоящий романтик сыт не будет. Вот и Станислав, оторвавшись от книг и лекций, решил сделать свой параллельный мир осязаемым и теплым. Ведь когда ты своими руками начинаешь создавать легенды и мифы, сказка приближается… И тогда становится понятным, что суровый Даждьбог может быть вполне миролюбивым старцем, а хозяйка судьбы богиня Макошь обязательно спрядет тебе самую счастливую жизненную нить — достаточно только вырезать этих мифологических героев своими руками из дерева.

– Начинал заниматься этим ремеслом вместе с друзьями, – рассказывает Станислав. – А потом подключилась и жена. У нас теперь есть своя мастерская, где мы точим, строгаем, режем, выпиливаем, семейная артель, словом. Главный материал — кедр и береза. Кедр — необычное дерево, легкое, наделенное особым духом — еще ни разу такого не было, чтобы изделие не получилось!

Из кедра лучше всего получаются языческие божки, которые в наши дни взяли на себя функцию оберегов. Как утверждает Станислав, с охранной деятельностью они справляются лучше, чем соломенные домовята, населяющие сувенирные лавки. И вообще, считает Свиридов, домовой на Руси считался существом низшим, несимпатичным и к человеку враждебно настроенным. Ну посудите, как такой «охранник», который и молоко при желании сквасить может, будет ваш дом охранять? Другое дело языческие боги, которых в славянском пантеоне — на каждый случай жизни. Вот, к примеру, грозный Перун в деревянном обличье не пропустит в ваш дом злые силы и горести. А жена его, богиня Лада, подарит вашей семье мир да любовь. Ярила, пусть даже и ростом с карандаш… в общем, за гармоничную и страстную любовь он отвечает, так уж в древней Руси повелось. Кстати, в доме Станислава на подоконнике рядом с комнатным цветком живет богиня Лада. Как утверждает мой собеседник, наделена эта деревянная фигурка особой охранной силой (тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить).

А вот из еловой древесины семейная артель Станислава поделки не изготавливает: елка — грустное дерево, несмотря на подаренный ей Петром Первым новогодний титул.

– Еловыми лапками славяне традиционно устилали путь усопшего, – рассказывает артельщик. – Помните русскую поговорку: «В березовом лесу хорошо веселиться, в сосновом — молиться, а в еловом — повеситься»? В поговорках, как известно, скрыта народная многовековая мудрость, так что к ним я прислушиваюсь. Да, несомненно, ель еще ассоциируется с Вифлеемской звездой, и празднование Нового года к ней привязано, поэтому у ели такая двойная жизнь. А в промысловом плане она негодна еще и по технической причине — слишком смолистая.

Недавно семейная артель освоила еще одно направление – резьбу по кости. Так что к выпиливанию и вырезанию прибавилась еще одна кропотливая манипуляция и головная боль — где брать материал?

ЭМО-ПОЗЕРШИ И ГОТЫ

Но не только славянская мифология и семейная резьба по дереву занимает все свободное время Станислава Свиридова. В его сказочном мире рядом с берегинями, упырями, лешими и прочими «милыми» существами спокойно уживаются панки, готы, треши, эмо, трейсеры и другой не менее симпатичный молодой народец, который иногда встречается на улицах нашего патриархального городка. Не знаю, как вы, а я лично не вздрагиваю при виде юного создания с ярко синими волосами, а тихо улыбаюсь: какие вы все-таки смешные. Вот подрастете, эх…

– Одно время я с головой погрузился в мир неформальных тусовок, – в очередной раз удивляет меня Свиридов. – Меня тогда многие спрашивали: в чем мой интерес к изучению молодежных субкультур? А вы думаете, кто движет этот мир? Тот, кто сидит дома и пялится в телевизор, раз в день занимается шопингом и вечером с друзьями собирает сплетни? Или человек, который пытается увидеть мир под другим углом, ввести принцип отрицания и попробовать новые идеалы на прочность? Если рассматривать нестандартный образ как миропонимание, то субкультуры были всегда. Пример – оранжевая кофта до колен у товарища Маяковского.

Одним словом, с присущим ему романтизмом и оптимизмом Свиридов начал «тусоваться», дабы собрать достойный материал для будущей книги, для которой уже было припасено рабочие название – «Молодежные субкультуры. Взгляд изнутри». А чтобы взгляд действительно был изнутри, необходимо полное погружение в среду. Разумеется, чтобы внедриться в среду бийских эмо, Свиридов не наряжался в черное с розовым и не прокалывал ухо, чтобы вставить в него толстенный «тоннель». Да и, как говорит сам экспериментатор, настоящих эмо у нас в городе нет. Есть девочки типа «эмо-позерш», которые толком не понимают, зачем они надевают на тоненькие ножки громоздкие «скейты», наряжаются в полосатые (розово-черные) кофточки и красят глаза в стиле «гурон не застанет могиканина спящим». И еще цепляют к рюкзачкам плюшевых мишек.

– Этим девчонкам от 12 до 18 лет, – делится наблюдениями автор. – Они или школьницы, или студентки городских училищ. Но могу с уверенностью сказать: эмо как субкультура переживает закат. К ним уже нет такого повышенного внимания, как еще три-четыре года назад.

Свиридов считает: в Бийске практически нет такого явления, как молодежная субкультура — провинция мы. У нас одна «субкультура» – пиво и энергетик в банках. Вот и бродят по городу отдельно взятые готы, трейсеры и панки без какой либо определенной идеологии, не в пример тому же Барнаулу или Новосибирску, где у каждого вида — своя сверхзадача и конкретный план по подрыванию надоевших устоев.

– У нас в городе неплохо развито рокерское течение, – размышляет специалист по молодежным субкультурам. – Есть панки, появились последователи паркура. Одним словом, всего понемногу и — ничего.

Ах, как жаль, что нет в Бийске последователей стрейт-эджа, ребят из молодежной ветки, которые пропагандируют жизнь без наркотиков, алкоголя, табака и беспорядочного секса. Слушают рок, учатся, занимаются спортом. Стрейт-эдж, ау! Приезжайте в Бийск, делитесь опытом.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

А еще Свиридов является мастером игры: летом 2010 года придумал, разработал и провел ролевую игру с красивым названием «Княжество Светлоорье». Разумеется, по любимым славянским мотивам. Прошлой зимой написал сценарий, разработал образы, собрал под языческие знамена единомышленников, а летом в селе Лесном полностью реконструировал придуманные события далекой эпохи. Причем к участникам игры предъявлялись очень строгие требования: костюмы шить самим и только из экологически чистого и аутентичного материала.

– В основном наши девчонки шили рубахи из льна, – вспоминает мастер игры, – и вышивали его по мотивам славянских узоров. Нам тогда помогли городские фольклористы, дали образцы вышивок. Ведь вышивка на Руси тоже имела свой сакральный смысл, где каждый стежок имел определенное значение. А знаете, девчонкам очень понравилось вышивать! Так что от подобных исторических реконструкций одна польза: ребята и знакомятся с историей в игровой форме, и приобретают некоторые навыки, той же вышивки, к примеру. Этим летом обязательно будет продолжение!

Скажем по секрету – в июле этого года бийские ролевики отправятся на масштабную историческую реконструкцию «Колесо времени», ее в Белокурихе организует наш земляк – краевед Сергей Скрипин. Мероприятие ожидается грандиозное: чтобы принять участие в исторических хрониках IX века, приедут ролевики не только со всей России, но и из дружественных нам Эстонии и Германии. Свиридова отдельной строкой пригласили. Вместе со всей семьей. Заглянувший в гости Скрипин рассказывал, что практически уже выстроены в Белокурихе и замок, и крепость, которую будут брать штурмом. Будет и кузница, и ярмарка, все по-настоящему!

– Я еще пока раздумываю: принимать участие в «Колесе времени» или нет? – размышляет вслух Свиридов. – Нужно успеть и новую книгу издать, и, может быть, ремесло какое освоить. А я ведь с 8 утра до 5 вечера — на работе. Надо еще ребятишкам дома внимание уделить; дел-то сколько, голова кругом…

Наталия ДМИТРИЕВА, Александр ЧЕРЕПАНОВ (фото).

Автор: Наталия Дмитриева

 
По теме
Анализ аварийности на территории Алтайского края за 2 месяца 2024 года показал, что водителями со стажем управления транспортными средствами до 2-х лет совершено 11 дорожно - транспортных происшествий (2023г.
Дожди, ветер и тепло до +14: какая погода будет в Алтайском крае 29 марта - Сетевое издание Толк Фото: unsplash.com Дожди ожидаются в ближайшую неделю в регионе. При этом с 31 марта синоптики прогнозируют небольшое понижение температуры Днем 29 марта в Алтайском крае ожидается около +9...+14,
Сетевое издание Толк
СтопВИЧ_СПИД - Газета Заря ВИЧ-инфекция напоминает бомбу замедленного действия: человек может годами жить с этой болезнью и даже не подозревать об этом.
Газета Заря
В тесном сотрудничестве с наставником - Министерство здравоохранения Наставничество в медицине является очень важным моментом в адаптации молодых специалистов на своем профессиональном пути.
Министерство здравоохранения
Студенты АГМУ помогают проводить диспансеризацию населения - Министерство здравоохранения С 8 по 12 апреля бойцы студенческих медицинских отрядов АГМУ продолжат помогать муниципалитетам Алтайского края в профильной сфере здравоохранения, проводя диспансерное наблюдение.
Министерство здравоохранения